«Власть налогов»

От автора

«Какие дела, док?»       
(Багз Банни)      

       Последние двадцать лет своей жизни я занимаюсь налоговым правом. Я разрабатываю схемы налоговой оптимизации предприятий, консультирую бизнесменов, обжалую решения налоговиков в судах. Потому с полным основанием могу назвать себя специалистом по налоговому праву.
     
      А знаете, какая самая большая проблема в налоговом праве? Вы удивитесь, но нет никакого налогового права. Серьезно! Даже придя в книжный магазин и попросив учебник по налоговому праву, вы, скорее всего, получите еще один пересказ Налогового кодекса. А наличие стопки законодательных актов, которые во многом друг другу противоречат, еще не говорит о том, что существует полноценная отрасль права.
     
      Если бы зимой вам пришлось топить печь книгами по истории и теории налогообложения, вы бы за- мерзли насмерть через неделю. Любая отрасль права предполагает, что на ее формирование ушло не менее тысячи лет, и за это время ученые и практики уже договорились об основных пунктах. Споры ведутся лишь о незначительных нюансах, либо о тех обстоятельствах, которые связаны с развитием общества и технологий.
     
      Нужны примеры? Да, пожалуйста.
      Гражданское право берет свое начало с Законов двенадцати таблиц, появившихся в V веке до нашей эры в период Римской республики. Так что уже третье тысячелетие пошло с тех пор, как всем стало понятно, что такое договор, сделка или обязательство. Сейчас рассуждают о «праве собственности» на аккаунты и бьются над вопросами трансплантологии.
     
      Уголовное право. Начало ему положено еще в Законах Хаммурапи, которым скоро уже четыре тысячи лет. И за это время люди договорились, что такое преступление и наказание, а также пришли к выводу, что за убийство нужно наказывать сильнее, чем за кражу. Есть, конечно, отдельные «перегибы не местах». Например, в теократических государствах оскорбление божества может караться сильнее, чем даже убийство. До сих пор, впрочем, не могут решить, что делать со смертной казнью. А еще появились так называемые киберпреступления.
     
      Конституционное право. Несмотря на то, что первая Конституция появилась лишь в 1787 году в США, до нее была, например, Великая хартия вольностей 1215 года, которая и легла в ее основу. Так что и здесь мы имеем почти тысячелетний период развития. И за это время люди тоже пришли к выводу, что демократия и права человека – это хорошо. Так что даже самые людоедские режимы мечтают быть всенародно избранными, то есть легитимируются через процедуру.
     
      А вот с налоговым правом все с точностью до наоборот. Еще пятьсот лет назад право монарха устанавливать и взимать налоги, а также тратить их по собственному усмотрению никем, по сути, не оспаривалось. Да, людей порой ставки совершенно не устраивали, но на основы основ никто особо не посягал. И когда новые режимы, основанные по воле народа, пришли к власти, они решили ничего не менять, благо, что и других проблем на тот момент было достаточно. А поскольку проблем и правда было достаточно, никто особенно не возражал.
    
       В результате налоговое право любой страны сейчас напоминает тот самый столб царя Хаммурапи, на котором все хотелки государства, точнее его правителя, изложены безо всякого порядка и системы. И, что характерно, у каждого государства хотелки свои собственные, так что налоговое право разных стран очень не похоже друг на друга, хотя в других отраслях давным-давно сформировались так называемые правовые семьи, построенные на одних и тех же принципах.
     
      Все это не только мое мнение. Известный американский специалист по истории налогов Чарльз Адамс в своей книге «Влияние налогов на становление цивилизации» отмечает: «…Эта книга не относится ни к одному разряду признанных научных дисциплин. В Америке нет категории ученых, которые посвятили жизнь исследованию обширной области истории налогов и цивилизационного значения налоговых факторов. Просто поразительно, что мощные научные учреждения никогда не занимались исследованием истории налогов. У нас нет профессиональных историков налогов».
И хотя он сам же оговаривается, что в других странах дело обстоит несколько иначе, на общемировое положение дел это мало влияет. Итогом является общее низкое качество литературы по налогам. Это касается даже учебников литературы и источников, претендующих на научность. Эти книги содержат феерическое количество бреда.
     
     При подготовке данного текста мне с трудом удалось найти хоть какие-то книги, посвященные непосредственно налогам, их истории и теории. Даже с научно-популярной литературой проблема. Как правило, налоги рассматриваются в контексте какого-то другого явления. Еще одна проблема заключается в том, что исследователи, которые пытаются заниматься проблемой налогов, часто не имеют ни юриди- ческого, ни экономического образования. При этом налоги находятся точно на стыке отраслей экономики и права, и для их полного понимания недостаточно заниматься чем-то одним. А найти специалиста, который одинаково хорош в обеих науках, практически невозможно. И я тоже не в их числе.
В первую очередь я юрист. Все остальное потом.
    
      Парадокс в том, что информации о налогах много, и она растет едва ли не по экспоненте, ее не нужно по крупицам собирать. Это первое, что фиксировалась в документации с момента появления письменности. Но при этом даже нормальной истории налогов до сих пор нет, хотя бы по одной стране.
     
      Все это влияет и на налоговое право. Игнорируя прошлый опыт, как положительный, так и отрицательный, не- возможно создать теорию налогового права, тот фундамент, на котором будет базироваться устраивающее абсолютно всех налоговое законодательство. В результате сейчас нельзя даже точно сказать, что такое налог, не говоря уже о целом ряде других вопросов.

      Вот лишь несколько самых актуальных:
1. Все ли должны платить налоги?
2. Могут ли налоги быть коллективными?
3. Допустимо ли налогообложение территории?
4. Какие виды налогов можно взимать?
5. Допустимо ли прогрессивное и регрессивное налогообложение?
6. Что лучше прямые налоги, косвенные или их разнопропорциональное сочетание?
7. Как должны тратиться налоги?
8. Имеют ли право граждане участвовать в установление налогов?
9. Имеют ли право граждане влиять на то, как налоги тратятся?
10. Должны ли налоги быть безвозмездными?
11. Обязательно ли платить налоги именно государству?
12. Допустимы ли чрезвычайные налоги?

      Как профессионал, могу добавить еще несколько актуальных, но специфических вопросов:
1. Как возникает, изменяется и прекращается налоговое обязательство?
2. Можно ли передавать права и обязанности по налоговому обязательству?
3. Можно ли конвертировать налоговое обязательство в гражданское?

      Юристы называют такое состояние «отсутствием правовой доктрины». Казалось бы, государство всегда отвечает на данные вопросы, устанавливая тот или иной налог. Однако оно в любой момент оставляет за собой право изменить свое решение. Сегодня у нас плоская шкала налогообложения, а завтра мы решили, что прогрессивное налогообложение подходит нам лучше всего. И так далее В российском законодательстве ситуация еще более плачевная. Здесь не смогли даже о терминах договориться.

      Сейчас судебная и правоприменительная практика оперируют такими понятиями, как «добросовестность», «должная осмотрительность», «транзитные операции», «технические компании», «подконтрольность», хотя никто не знает, что это такое, а людям это порой стоит денег и свободы. И даже если какие-то правила и понятия устанавливаются, при необходимости государство с легкостью от них отказывается.

      А еще немаловажным является и моральный аспект установления, собирания и распределения налогов. Нет также теории и терминологии, без чего ни одна отрасль права просто не существует. И самое интересное заключается в том, что власть эта ситуация вполне устраивает. Пока люди занимаются другими вопросами, вроде прав различных меньшинств, грозящих стать большинством, государство спокойно и фактически бесконтрольно устанавливает и собирает налоги, а потом тратит их по своему усмотрению. Так что власть никогда не расскажет вам ничего важного и серьезного о налогах. Да и исследования подобные не поощряет, чтобы устои не расшатывать. В результате в голове средне- го обывателя в отношении налогов царит полнейший хаос.

      И раз никто не собирается устранять этот хаос, придется этим заняться мне.

      Я прекрасно понимаю, что взгляды, изложенные в данной книге, могут показаться кому-то слишком радикальными или даже маргинальными, поскольку в довольно важных вещах расходятся с точкой зрения, которая считается общепринятой и не подлежащей обсуждению. Так что читайте на свой страх и риск.

     » назад на "Новости"