Ирбитская жизнь № 06 (589) 10 февраля 2010 г.

ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ

 

          Взрослые люди часто перестают верить в чудеса. А зря! Они порой происходят. Ничем иным, сак чудом, я не могу назвать телефонный звонок, который прозвенел в декабре в моем кабинете. Звонили из новосибирского издательства «Свиньин и сыновья». Приятный мужской голос предложил познакомиться с книгой «Ветеран Куликовской битвы». Название ни о чем не говорит. Имя автора, да простит он меня, тоже знакомым не показалось – Павел Калмыков. А вот дальше начинаются настоящие чудеса. Книга оказалась документальной сказкой, которая написана про... Ирбит. Идея такая – живет в Ирбите Кощей бессмертный. В Ирбит его судьба привела. Ему понравилось. Вот и остался. Книга полна фотографий города, как старинных, так и новых (относительно, конечно, так как они сняты в 87-89 годах прошлого столетия. Именно в это время автор книги – между прочим, известный сказочник - жил в нашем городе). Из издательства я узнала электронный адрес Павла Львовича. И вот предлагаю вам наш разговор.

Как родилась идея сказки? Какая у сказки «Ветеран Куликовской битвы» основная мораль? Почему именно Кощей? Почему именно в Ирбите?

– Идея сказки родилась до Ирбита, и сызначала была очень простая. Что сказки о гибели Кощея наверняка выдают желаемое за действительное, и вовсе не факт, что Кощей на самом деле умер. Живёт себе где-нибудь, год за годом пенсию получает и делает мелкие пакости. Я и начал было писать про некий город Лукоморск; а потом увидел Ирбит, и он оказался гораздо круче, интереснее и сказочнее, при всей своей осязаемости. Мне еще в Свердловске рассказывали про ирбитских колдунов – в частности, про Ерзовского Деда, к которому из далеких краев лечиться приезжали... Мораль? Если писать ради какой-то четко сформулированной морали, то лучше писать басни или притчи. Моральные идеалы автора – да, обязательно отражаются. (Мы даже в школе статьи Ленина проходили о партийности литературы.) Ну, так это свежий интерес к окружающему, к удивительному, к людям, к истории, к природе; оптимизм, в конце концов.

– Кто познакомил Вас с нашей историей (чем больше имен, тем людям приятнее будет)?

– Я вообще-то уважаю историю. Про книгу Якова Львовича Герштейна я уже упоминал, а в Ирбите встретил и самого автора (а как могло быть иначе). Юрий Бусыгин мне многое рассказал и показал, а еще познакомил с директором музея, Иваном Яковлевичем Антроповым. К Ивану Яковлевичу у меня было много вопросов, так он мне свою книгу прислал – «Легенды и были Ирбита». Даже и просто встречные рассказывали: вот здесь церковь Пантелеймоновская стояла, при таком-то секретаре парткома снесли; а это был клуб Ураллага... В Ирбите я освоил фотоаппарат - было что запечатлеть! Переснимал дореволюционные открытки и отыскивал те же дома на нынешних улицах. Помню, как удивлялся, когда опознал в здании водочного завода бывшую мечеть. Лучшую из старых фотографий - памятник императрице Екатерине анфас – мне подарил Константин Матвеевич Устинов, собиратель музыки и ирбитской истории, он напечатал ее со стеклянной фотопластинки, хранившейся на чердаке. Разрешение удивительное! Я специально упросил издателей вставить эту иллюстрацию в книгу.

– Есть ли у Вас желание приехать в Ирбит еще раз и увидеть, как здесь все изменилось?

– Интересно бы. Не разрыдаться бы от умиления, что что-то еще по-прежнему, а что-то ушло безвозвратно. Но это слишком большая поездка, ради просто посмотреть. – Когда Вы поняли, что Ваше призвание писать сказки? В Интернете я нашла текст вашей сказки "Очень правдивая сказка". А еще есть? Сколько их и где их можно прочитать? – Я с детства писал именно сказки. Начал писать от зависти, что мой друг Вадим (тот самый, с мотоциклом марки «Ирбит») сочинял роман с продолжениями. В поисках жанра не маялся, просто писал то, что интересно было бы прочесть самому, а нету. В институте сложилась компания по совокупности интересов, которую мы назвали просто "Лит(л)клуб", общались и маялись литературной дурью (а еще психотренингом, киноведением, бардовской песней, парашютом, рыбообработкой, комсомольской работой и пр. хр. Так из нас и вышло самое разное: санкт-петербургский профессор-психиатр, харьковский пастор-протестант, мексиканский педиатр... И разумеется, все мы врачи в разных ипостасях.) В институте я начал писать повесть-сказку про Королятник (она же «Очень правдивая сказка», она же «Школа мудрых правителей»), а закончил уже в Ирбите. Я пишу очень медленно, бросая и возвращаясь, сильно отвлекаясь. Я, прежде всего семьянин, во-вторых, врач, и только потом где-то как-то писатель. Новое издание "Королятника" (четвертое) как раз сейчас (2010) выходит в Санкт-Петербурге, "Азбука-Классика". Это почти и все. Опубликованы три маленьких сказочки в журнале "Урал" (1988, № 12 и 1989, № 6). Есть еще одна повесть-сказка про медведей, пока не изданная, и есть еще то, что я пишу сейчас (по крайней мере, уже лет 20 считается, что пишу). Все повести разные, потому что и во мне происходят возрастные изменения. Теперь мне 46. Вот.

В чудеса поверила Светлана УРАЛОВА