« назад, в читальный зал

 

Белые пятна и чёрные дыры современной фантастики

Что сегодня происходит с жанром?

Куда исчезла «научная фантастика»? Какой фантастики ждет читатель? Есть ли среди новосибирских писателей интересные авторы? Этим и многим другим вопросам будет посвящен фестиваль фантастики «Белое пятно»,
который пройдет в городе с 18 по 22 ноября.

 

       У писателя Геннадия Прашкевича есть фантастическая повесть «Румын сделал открытие». Действие в ней происходит на самой обыкновенной базе отдыха в поселке Завьялово. В мирную обитель отдыхающих попадает кучка негодяев, похитивших некую «штуковину». Понять назначение этой «штуковины» злодеи не могут: вроде бы обычный ящик, а откроешь его, там – непонятная тьма, дыра. Один из героев даже пытается стрелять в эту черную дыру. Но пуля, вместо того чтобы пробить дно и выйти наружу, исчезает в ящике как в бесконечном космосе. И начинает блуждать там «...со скоростью, превосходящей все последние изобретения».

       Фантастика сегодня с ее драконами и волшебными мечами тоже напоминает своего рода черный ящик, дыру или кипящий котел, где варится много темного, дикого и навороченного. За последние годы Геннадий Прашкевич выпустил несколько книг по истории отечественной фантастики, а также ее нынешнему состоянию. О современной фантастике, ее приобретениях и потерях, а также о том, как идет подготовка к фестивалю, и состоялся наш разговор с писателем.

       – Сначала о фестивале: как родилась идея? И почему «Белое пятно»?

       – Идея родилась на литературном семинаре, который я уже полтора года веду при компании «Агарта». Подобные фестивали есть в Москве, Киеве, Питере, почему бы, согласитесь, не проводить фестиваль фантастики и в нашем городе. Тем более что достойное имя у нас есть – это Михаил Михеев. Именно по его роману «Тайна белого пятна» и назван фестиваль. Кстати, в середине 90-х годов такой фестиваль уже в Новосибирске проводился. Теперь мы надеемся сделать его традиционным и проводить с периодичностью раз в два года. Вообще в Новосибирске были два писателя-фантаста, которые сыграли в его литературной истории определенную роль. Это Вивиан Итин и Михаил Михеев. Итин – несомненная гордость русской литературы. Именно он написал первый советский фантастический роман, хотя и считается, что первым романом была «Аэлита» Алексея Толстого. «Страна Гонгури» Итина вышла в Канске в том же самом 1922 году. Именно Итин, кстати, предложил переименовать Новониколаевск в Новосибирск. В конце тридцатых Итин был репрессирован и расстрелян – обычная житейская российская ситуация...

       Михаил Михеев – фигура, может, и не столь крупная. Но не будучи таким уж заметным писателем на российском фоне – в его время в России работало очень много крупных литераторов – он был совершенно замечательным учителем для большого числа пишущих людей. До сих пор многие писатели среднего поколения, не только фантасты, но и прозаики, которые когда-то были членами его Клуба любителей фантастики, вспоминают Михаила Петровича с большой благодарностью. Так что фестивалем мы привлечем внимание к очень достойной фигуре, к городу Новосибирску и к современному состоянию фантастики в стране. А в 2011 году, когда будет отмечаться столетие Михеева, мы надеемся провести настоящий большой фестиваль с приглашением широкого круга гостей и привлечением большого числа любителей литературы.

       – Кто приедет на этот раз? И чем вы руководствовались, когда составляли списки приглашенных?

       – Принцип в таких случаях всегда один: не собирать одну и ту же постоянную компанию дружески настроенных друг к другу людей, а приглашать людей разных, это всегда интереснее. Согласие приехать дали писатели Сергей Лукьяненко и Василий Головачев, питерский критик и литературовед Владимир Ларионов, историк и фантаст Дмитрий Володихин и Виталий Пищенко, тоже работающий в жанре фантастики (кроме всего прочего, он еще и прекрасный организатор). К Лукьяненко и Головачеву можно относиться по-разному, но они, безусловно, талантливы, популярны и имеют полное право здесь быть. У Василия Головачева недавно закончились съемки фильма «Смерш-2», он фильм привезет, и мы, возможно, увидим его еще до официальной премьеры. Владимир Ларионов недавно выпустил прекрасную книгу «Беседы с фантастами». У Дмитрия Володихина, историка по образованию, в «ЖЗЛ» вышла серьезная и интересная книга о патриархе Никоне. Участвовать в фестивале в частной беседе выразили желание также представители ряда московских издательств. Не будем загадывать, но было бы очень хорошо, если бы это действительно случилось.

Помимо творческих встреч, будут и семинары, и мастер-классы. И фестиваль даст возможность растолковать, объяснить людям, что сегодня происходит с фантастикой...

       – А что с ней сегодня происходит?

       – Как известно, за годы примерно с 1987-го по 2005-й мы потеряли целый читательский слой, и только сейчас приходит поколение, которое не было «перемешано», отравлено этими бурями. Одни перестали читать, другие не привыкли читать, а те, кто читает, не очень прихотлив в своих пристрастиях. К тому же издателей сегодня не очень заботит качество литературы, которую они выпускают. Не секрет, что литература сегодня стала проектом. Сегодня можно смоделировать любого писателя. Типичный пример тому – Дарья Донцова. Одному человеку издавать по 12 новых романов в год – пусть это книги про собачек, про рецепты тортиков, про немыслимые приключения и тайны – не под силу. Вот и выходит на первый план ПРОЕКТ. Ждать какого-то особого качества от подобной литературы было бы наивно. То же самое относится и к современной фантастике.

80% ее, если не больше – это я утверждаю категорически – проекты. Эти проекты были созданы, они поддерживаются, они формируют определенного – не самого лучшего – читателя. В фантастике сегодня много пустого, наносного, вздорного. Издатели очень торопятся: если появилось имя, то его надо эксплуатировать, пока писателя покупают, его книг надо как можно больше издать. Хотя, конечно, были и есть писатели, работающие вдумчиво и неторопливо, потому что понимают, что капитал, наживаемый в течение двух-трех лет, так же быстро пропадает. Вспомните, как вспыхнула Маринина! И где она сейчас, ау!..

       – Но и Лукьяненко с Головачевым, которых вы приглашаете, тоже проекты!

       – Но они – талантливые проекты. И они могут быть примером того, что и проекты можно делать талантливо. Я согласен,
что не все их произведения безупречны, но как раз на . фестивале всеми этими вопросами и можно будет их озадачить. Поинтересоваться, например: зачем вы написали про дракона, у которого не три головы, а четыре. Это я в шутку, конечно.
Вот пусть писатель и ответит, думал он или не думал, если думал, то люди, возможно, по-новому взглянут на его текст. А если увидят, что за этим ничто не стоит, то, возможно, и читать его больше не будут. Ведь главные герои на таких фестивалях – читатели!

       Это, во-первых. А во-вторых, в фантастике сегодня очень много подражательного, вторичного, отвлеченного или взятого «оттуда». При этом авторы постоянно ссылаются на традиции западной литературы: на Толкиена или книги про Гарри Поттера. Это говорит о полном незнании литературы. Толкиен в своих книгах писал о друзьях, с которыми он во время войны сидел в окопах. И его хоббиты – это лишь форма для выражения каких-то жизненных коллизий. И живет его книга именно потому, что в ней очень много жизни. И персонажи «Гарри Потера» тоже достаточно живые и связанные с реальным, вещным миром. Кроме того, все, что создано этими авторами, завязано на отечественную мифологию, для них родную. На страницах же большинства наших авторов бегают безродные драконы. Они не родились в Сибири. Я не ура-патриот, но я считаю, что человек по-настоящему проявляется только в родной ауре...

       – А куда исчез жанр научной фантастики, некогда очень популярный?

       – Тут тоже все объясняется очень просто. В литературу, которая стала доходным местом, если печатаешься очень много, сегодня пришли люди невежественные, науки они не знают, и она их, соответственно, не интересует. Гораздо интереснее, проще и быстрее, согласитесь, придумать какую-нибудь мистическую тайну про женщину, у которой три ноги, она то исчезает, то появляется, а на самом деле оказывается, что это дракон... Так писать легче. Произошла инфляция жанра, он упал, он стал низменным. И читатель, что грустно, предпочитает кушать такой «дешевый тортик», а не покупать, например, том Селинджера или перечитывать Уэллса или Алексея Толстого, я уж не говорю про Аксенова и Стругацких. Водь для чтения серьезной литературы необ ходимо, чтобы у человека было ассоциативное мышление. Чтобы он знал, что, кроме Головачева и Лукина, были еще Пушкин, Лермонтов, а между ними еще Булгаков, Грин, Платонов. Только когда в сознании человека выстроены все эти цепочки, ему становятся понятны многие современные вещи. И только тогда – если мы говорим о писателе, он может создать что-то действительно серьезное. И думаю, еще должно пройти лет 10–15, пока мы вылезем из той ямы, которую сами себе выкопали.

       – А есть ли, на ваш взгляд, среди новосибирцев интересные писатели-фантасты?

       – Вы знаете, есть! И это удивительно и приятно. Когда мне предложили вести литературный семинар в «Агарте», признаться, был в некотором смятении. Обычно на такие семинары приходят милые неудачники или люди пожилого возраста. Им кажется, что вот сейчас они здесь жар-птицу и заловят, зарежут и съедят. Но я все же пришел и увидел, что собрались люди преимущественно молодые. Тогда у меня возникло опасение иного рода: вдруг сплошные подражания и прочее, прочее. Но по прошествии полутора лет я могу сказать, что мои сомнения были напрасны, и у нас есть очень талантливые молодые люди, которые работают на хорошем литературном уровне. Не очень люблю литературные сказки, избегаю этого жанра, кроме разве что «Сорочьих сказок» Алексея Толстого, но Татьяна Сапрыкина, например, меня поразила. У нее есть сказки в несколько строк, есть на страничку. И это настолько живые, странные «штучки», что, надеюсь, мы найдем возможность издать ее книжку под названием «Читалка». У нас есть великолепные поэты: Татьяна Злыгостева, Петр Матюков. Интересные фантасты и прозаики. Уверен, некоторые из них через несколько лет станут авторами известными. Но тут многое упирается в издателей. Вот почему еще мне хочется, чтобы на фестиваль приехали не только писатели, но и критики, и издатели, которые смогут многое объяснить пишущему человеку. Это бесценно. Человек, который не печатается, начинает задыхаться. Пишущим людям нужен выход – публикации. Думаю, что наши семинаристы – то поколение литераторов, которые уже иначе смотрят на мир, которые не заражены старыми советскими предрассудками и лишены нигилизма первых лет перестройки...

       Так что, надеюсь, фестиваль «Белое пятно» станет заметным событием в жизни города, будет интересен всем: и тем, кто пишет, и тем, кто читает фантастику...

Татьяна КОНЬЯКОВА



 « назад, в читальный зал